Образовательные стандарты
С 2011 года наша школа перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе. Была проведена большая организационная работа, создана нормативная база, изданы приказы по школе — №51 от 10.05.2011 «О подготовке внедрения ФГОС начального образования», №65 08.06.2011г. «О создании и полномочиях рабочей группы по внедрению ФГОС НОО», №66 от 11.06.2011 «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС», Положения о рабочей группе и Совете, №75 от 01.07.2011г. «О разработке образовательной программы для обеспечения перехода», №121 от 01.09.2011 «О введении новых должностных инструкций учителя начальных классов.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования и направлен на обеспечение:
- равных возможностей получения качественного начального общего образования;
- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
- демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
- формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
С сентября 2015 г. на ФГОС также перешли ученики 5 класса. По ФГОС на сегодняшний день занимаются обучающиеся 1-10 классов. Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования — повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Раньше в стандарты не вписывались нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребёнка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена «Программа формирования универсальных учебных действий», а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды урочной и внеурочной деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.).
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
В условиях работы по ФГОС большое внимание уделяется внеурочной деятельности, способствующей воспитывать, обучать, развивать. Образовательные программы начального общего образования и основного общего образования предусматривают внеурочные занятия в 1-5 классах по 10 часов. Система внеурочной работы в МБОУ Большеремонтненской СШ имеет шесть направлений:
Спортивно-оздоровительное — Азбука здоровья , За здоровьем в школу, Шахматы, Настольный теннис
Социальное – Юный пожарный, Перекресток, Хочу все знать
Духовно-нравственное — Земля-наш общий дом, Праздники, традиции и ремесла народов России, Игры народов России, Здравствуй, музей!
Общекультурное -Веселые нотки, Ложкари, Моё рукотворчество , Художественное творчество
Общеинтеллектуальное— В мире книг, Занимательная грамматика, , Речь, речь, речь…,Занимательная математика, Почемучка, Как хорошо уметь читать
Федеральный государственный образовательныйстандарт среднего общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ